Обзор производителей ГБО - кого выбрать?
Многие автовладельцы, в попытке сэкономить деньги на горючем, решают оснастить свою машину газобаллонным оборудованием (ГБО). И здесь они сталкиваются с проблемой - какой комплект и по какому принципу выбрать, какому производителю отдать предпочтение и на какие показатели, факторы следует обратить внимание в первую очередь?
Какие виды горючего используются
В различном ГБО могут использоваться два типа горючего - это сжатый природный газ и сжиженная смесь бутана с пропаном. К достоинствам первого варианта относится такой важный показатель, как демократичная стоимость. Но! Стенки баллона солидные, а, значит, вес емкостей солидный. А второй вариант, пропан-бутановая смесь не создает такое высокое давление и для нее подходит тонкостенный баллон, к прочности которого нет особых требований. При этом его заправка проста - по стране такие АЗС встречаются довольно часто. И еще один позитивный фактор - безопасность в процессе эксплуатации.
Классификация ГБО: шесть основных поколений
Чтобы как-то разделить ГБО при отсутствии официальной классификации, его принято делить на поколения. Выбирая производителя ГБО, стоит обратить внимание на то, оборудование какого поколения он предлагает, знать достоинства и недостатки каждого, чтобы сделать мотивированный и обоснованный выбор.
Различают шесть основных+одно дополнительное поколение. Это:
- первое - в ГБО предусмотрен редуктор, в котором сжиженное топливо переходит в газообразное состояние. Используется на моновпрысковых и карбюраторных авто. При этом редукторы бывают или электронными, или вакуумными. В системе не предусмотрены датчики кислорода;
- второе - комплектуется исключительно электронными редукторами. Контроллер связан с устройством, которое в свою очередь регулирует количество топлива в смеси; третье - у этого поколения предусмотрена раздельная подача топлива в каждый из цилиндров, которая обеспечивается с помощью механических форсунок и дозатора-распределителя. Устройство имеет существенный недостаток - у него при изменении выходные параметров датчика, происходит медленная корректировка параметров топливовоздушной смеси;
- четвертое - более современное оборудование, которому характерна более точная дозировка топлива. В этом ГБО используются электромагнитные форсунки, которые размещают вблизи инжекторов бензина и управляют ими с помощью электронного блока;
- четыре+ - это оборудование, в котором происходит одновременное управление форсунками как для газа, так и для бензина. Подача бензина в этой ситуации не прекращается, а просто ограничивается;
- пятое - сжиженный газ впрыскивается в цилиндры без процесса испарения. У продукции Siemens моторы можно запускать на газе без предварительного прогрева на бензине. Весь комплект стоит дорого;
- шестое - укомплектован блоком электрических клапанов, которые отсекают подачу неиспользуемого топлива. Бензин - не основное топливо, он используется в случае, когда заканчивается газ.
- Стоимость такого оборудования высокая - около 2 000 евро за комплект В рейтинге изготовителей лидируют компании из Италии и США. За ними следуют польские и российские производители ГБО. Неплохо себя зарекомендовали и литовские комплекты.