Самым популярным на данном временном этапе в качестве автомобильного топлива считается пропан. После него идет метан - этот газ используют 20-30% автовладельцев, большинство из которых являются представителями коммерческих структур. Этот тот случай, когда по каким-то соображениям именно такое оборудование на колесный транспорт было установлено и в дальнейшем водители это воспринимали как данность без каких-либо комментариев по этому поводу.
Но объяснение такой низкой популярности газа метана есть - он не взрывоопасен, бесцветен и не имеет запаха. В нем имеются добавки-одоранты (тиолы), которые помогают обнаружить возможную утечку по специфическому запаху. Этот тип газа остается в естественном виде - он не сжижается. Его плотность серьезно уступает плотности пропана и бензина. Чтобы его можно было использовать в машинах, в специальных баллонах его сжимают (предельное давление - 270 атм.). Это существенно добавляет вес и тара должна быть очень прочной - иначе ее просто разорвет. Это и есть основной минус метана - при большом объеме и солидном весе он вмещает не так много топлива.
Дороже стоит и оборудование для такого газа - от системы требуется сверх-прочность, чтобы выдержать огромное давление. Вы спросите “А как же себя чувствует автомобиль на таком топливе?”. Отвечаю - теряет в мощности (иногда до четверти резерва). На 100 км потребуется до 12 литров метана.
Давление напрямую влияет на уровень безопасности, что в свою очередь сказывается на количестве станций, где могут закачать этот газ - их немного и в городах практически нет. К достоинствам метана можно отнести его экологичность и относительную дешевизну. Также он довольно быстро испаряется на воздухе - при утечке он быстро улетучивается, что иногда позволяет избежать взрыва.
К недостаткам относится дороговизна оборудования, требуется объемный баллон, который станет занимать в машине много места (все багажное отделение) и в заполненном состоянии станет дополнительным балластом (до 10 кг). Газ быстро расходуется (по городу баллона хватает до 200 км) и уже скоро потребуется встреча с заправочной станцией. При этом на ? теряется мощность мотора. Теперь понятно, почему метан не так часто используют автомобилисты? Поехали дальше.
Углеродный газ пропан - это побочный продукт нефтедобычи, который может быть выделенным из природного газа. Иногда АГЗС пишут пропан-бутан. Потребность в таком миксе вызвана необходимостью получить определенное октановое число. В зависимости от погодных условий процентное соотношение компонентов в такой смеси может меняться. Этот сжиженный газ хранится в баллонах при незначительном рабочем давлении от 1 до 12 атмосфер. Почувствовали разницу? Это позволяет использовать более легкий металл, у емкости существенно тоньше стенки - она спокойно помещается в багажнике на месте запаски.
Существенно увеличивается и километраж - на одном баллоне можно кататься до 850 км (на 100 км в среднем идет до 13 л). Оборудовать машину под пропан стоит намного дешевле, что является еще одним плюсом в копилке его достоинств. Установкой занимаются множество фирм - выбор за вами, дорогой читатель-автомобилист. Да и заправки встречаются чуть ли не за каждым поворотом. Двигатель незначительно теряет в своей мощности (до 10%).
К минусам стоит отнести стоимость - это более дорогой вариант: стоимость пропана на заправках на 3 рубля больше, чем метана. И его взрывоопасность выше, поэтому так важно контролировать состояние оборудования. Нужно учитывать и вопрос качества газа на заправках - посещайте только фирменные станции,чтобы избежать примесей и последующих проблем с моторным отсеком.
Надеюсь, из вышесказанного понятно, какое ГБО под пропан или метан предпочтительнее? Если вы станете перед вопросом установки ГБО, что выбрать вы решите быстро и выгодно именно для вас.