Самым популярным природным образцом считается метан, для которого сжатое состояние вполне возможно, а сжиженное - практически не реально. Его достаточно много в природе и его расход меньше, чем сжиженного топлива. Метан активно используют для заправки грузовиков, в котором имеется место для установки и хранения оборудования больших габаритов - цилиндрических (тороидальных) баллонов.
Сжиженные углеводородные газы (СУГ) - это продукт, полученный из попутного нефтяного продукта. Его активно используют для производства различной нефтехимической продукции, отопления зданий и помещений, в качестве топлива для автомобилей. Как автомобильное топливо он применялся еще в позапрошлом веке, но пик популярности его применения пришелся на наше время. Этому есть несколько объяснений - это топливо дешевле бензина, оно более экологичное. Но при этом его сложно хранить и он взрывоопасен.
Сжиженный вариант - это смесь бутана и пропана. Его используют для оборудования легковых автомобилей - это намного дешевле, чем устанавливать оборудование со сжатым газом, которое займет весь багажник. Но при этом СУГу характерно высокое октановое число, что говорит о высокой детонационной стойкости. А за счет его пониженной скорости горения, чем у бензиновых паров, удается снизить нагрузки на мотор. При этом СУГу характерна экологичность - он в процессе горения выделяет намного меньше окисей и его выхлопы более безопасны для окружающей среды.
При этом, сжиженный газ легко можно смешать с воздухом в цилиндре и он дает сгорание без нагара, который часто оседает на поршнях. Поэтому отпадает необходимость в инжекторах - вполне достаточно дроссельной заслонки. Инжектор в этом случае берет на себя функцию закрытого резервуара, который не позволяет газу испаряться. При этом КПД двигателя авто на газу будет такое же, как при работе на бензине.
Но при этом газификация имеет ряд недостатков. В первую очередь, это угроза взрыва при утечке. По этой причине все эксперты единогласны в рекомендации - не стоит курить в машине, имеющей ГБО. Утечку можно обнаружить по характерному запаху примесей, которые добавляются в газовую смесь. К этому приводят ошибки, допущенные при монтаже оснащения и нарушение требований и рекомендаций регламентного обслуживания. Еще один недостаток пропан-бутана - при сгорании он выделяет меньше тепла, чем бензин. Поэтому возможна некоторая потеря мощности. Но остальные динамические характеристики машины не страдают.
В составе газобаллонного оборудования обязательно должны быть предусмотренные правилами эксплуатации устройства безопасности, которые размещают на выходном фланце газового баллона.
Такой "мультиклапан" не позволяет появиться утечке вследствие расширения объема газа под воздействием высоких температур. Это устройство безопасности сбрасывает избыток в атмосферу. Поэтому баллон нельзя закачивать до предела - важно оставить 4-5 литров свободного объема.